Законы и объяснения в истории

Законы и объяснения в истории
        «ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В ИСТОРИИ» — работа канадского философа У. Дрея, вышедшая в издательстве Оксфордского университета в 1957. Она явилась одним из результатов дебатов в англоязычной философии истории 40—50-х гг. 20 в. в связи с обсуждением возможности объяснения конкретных исторических событий посредством выявления законов исторического развития. Центр дебатов — обсуждение модели охватывающего закона Гемпеля. Был предложен ряд концепций типов исторического объяснения, взамен гемпелевской. Одной из них стала концепция «рационального объяснения», сформулированная Дреем в этой работе.
        Дрей считает, что объяснять исторические события и явления при помощи законов любого рода — значит, привлекать к историческому объяснению логические средства, не имеющие отношения к истинной историографии. Задачей историка является изучение индивидуальности и неповторимости каждого исторического события, а не установление общих законов. Исторические события есть результат действий людей, потому что история есть процесс человеческих действий. Отсюда, историческое объяснение — это проблема объяснения совершаемых людьми действий. Объяснить можно только действия индивидуальных агентов, т.е. часть действия социальных групп, что является, по Дрею, характерной чертой исторического объяснения вообще. Объяснить какое-либо действие — значит, показать, что оно было разумным (рациональным) при описываемых обстоятельствах. Объяснение должно осуществляться в терминах интенций и планов агента исторического действия, т.к. если поведение человека сознательно, то оно преследует определенные цели. Чтобы установить рациональность действия исторического агента, историкунеобходимо получить информацию, во-первых, о том, как сам исторический деятель оценивал свою активность и объективное положение вещей, включая вероятные последствия своего поведения, во-вторых, о его целях и мотивах, т.е. о том, чего исторический деятель хотел достичь своими действиями. При этом речь идет не о реальных условиях, в которых происходило действие, а об условиях, рассматриваемых историческим агентом как реальные. Согласно Дрею, объяснить действия, значит, понять намерения действующего агента в свете его собственных представлений и планов. Поэтому историк должен выполнить ряд герменевтических процедур: продумать, испытать заново желания, взгляды того исторического агента, действия которого он хотел бы понять. Таким образом, «рациональное (мотивационное) объяснение» стремится установить связь между убеждениями, мотивами и поступками исторического агента. Этот тип объяснений показывает, что рациональность мотивов является необходимым условием для объяснения действий исторического агента; без этого у него не было бы оснований сделать то, что он сделал. Рациональность действия не показывает, что некоторое действие должно было произойти, но указывает на то, что его следовало осуществить. Дрей усматривал связь своей концепции с философским учением о свободе воли, что является, по его мнению, ее логическим и концептуальным отличием от всех версий теории охватывающего закона.
        Критика концепции Дрея в аналитической философии проходит по следующим направлениям: концепция не позволяет выявить логические особенности рационального объяснения как особого типа исторического объяснения; рациональность действия полисемантична, поэтому не может служить критерием адекватности исторического объяснения; не всякое действие в истории можно считать рациональным, поэтому сфера применимости данного типа объяснения узка; концепция не применима к объяснению поведения групп людей. Концепция Дрея основывается на теории «переигрывания» прошлого в сознании историка, сформулированной Коллингвудом; в дальнейшем она была скорректирована теорией интенционального объяснения фон Вригта и «аргументом логической связи» Донагана и др.
        М.А. Кукарцева

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Законы и объяснения в истории" в других словарях:

  • ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ — текст У. Аутвейта . По мысли автора, вокруг названного вопроса ведется два диспута. Первый это диспут между философами науки о том, что такое научные законы. Второй это спор о том, полезны ли такие законы для социологии и если да, то каково их… …   Социология: Энциклопедия

  • ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — (в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — Предметом этой области философии является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. Термин ввел в философию Вольтер (так называлась одна из его работ). В Ф.и. осмыслению подвергается определенный аспект… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • философия истории —         ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от …   Философская энциклопедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ — (от греч. metodos путь исследования, познания и logos учение) теория исторического познания. М. и. разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности ист.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Философия истории — определение Ф. истории. Под этим названием разумеют: 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого либо народа (Ф. истории Франции), какой либо эпохи (Ф. истории французской революции) и т. п.; 2) философское… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. История: Источники русской истории и русская историография — Основным источником русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия (а в отдельных случаях и дальше) служат летописи. Несмотря на почти двухсотлетнее пользование летописями, этот наиболее эксплуатированный источник русской истории… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Философия истории —    1) раздел философии, исследующий предельные основания и смысл человеческой истории. Термин Ф. и. введен в употребление Вольтером. Для рус. мыслителей характерен повышенный интерес к философско исторической проблематике России, стремление… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, связанный с интерпретацией ист. процесса и ист. познания. Содержание и проблематика Ф. и., стоящей как бы на стыке философии и истории и являющейся старейшей из всех теоретич. дисциплин истории, существенно изменялись в ходе ее… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»